Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство воздушного транспорта
Росавиация
Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
О Росавиации
Структура центрального аппарата
Сертификация
ГлавнаяДеятельностьБезопасность полетовСтолкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (CFIT)  

Столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (CFIT)

Столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (CFIT)

Столкновение исправного воздушного судна с землей (CFIT) – это столкновение в полете с землей, водой или препятствием при отсутствии индикации о потере управления. Происшествия, которые квалифицируются как CFIT, включают все случаи, когда имеет место столкновение управляемого воздушного судна с землей (водой), независимо от ситуационной осведомленности экипажа.

Благодаря подготовке авиационного персонала, требованиям оборудовать воздушные суда системами предупреждения о близости земли и развитию наземной инфраструктуры количество происшествий CFIT значительно снизилось в России и мире. Несмотря на это, происшествия CFIT, если они имеют место, часто приводят к тяжелым последствиям.

На происшествия CFIT влияют многие сопутствующие факторы, включая: построение схем и документация; дезориентация пилота и неблагоприятные погодные условия. Большинство авиационных происшествий категории CFIT происходят из-за потери ситуационной осведомленности, особенно при управлении воздушным судном в вертикальной плоскости (например, преждевременное снижение, в том числе вследствие нарушения эксплуатационного минимума). Среди факторов авиационных происшествий отмечались ошибки при обслуживании воздушного судна: не использование имеющихся радиотехнических средств контроля за соблюдением схем захода на посадку, а также ошибки при ведении радиосвязи.

Фактором опасности является выполнение полета на высоте ниже безопасной в горной местности. При эксплуатации как самолетов, так и вертолетов происходили авиационные происшествия при выполнении полета по спрямленному маршруту, без учета наличия опасных превышений рельефа местности на маршруте полета воздушного судна.

Не менее опасным фактором опасности является некомплектное использование средств самолето- (вертолето-) вождения, включая неиспользование всех возможных методов определения места воздушного судна по данным бортовых систем и/или по информации органов ОВД, а также отсутствие своевременной реакции экипажа воздушного судна на срабатывание сигнализации об опасном сближении с землей (водной поверхностью).

Высокую опасность представляют случаи выполнения полета и попытки захода на посадку вне видимости наземных ориентиров с использованием данных нештатных приемников спутниковых навигационных систем.

Для безопасности полетов вертолетов опасность представляют события, связанные с попаданием вертолета в снежный (пыльный) вихрь при взлете (посадке) и, как следствие, потерей ориентировки с последующим столкновением с препятствиями или землей.

Разработано большое количество различных информационных и методических материалов, направленных на предотвращения авиационных происшествий категории CFIT. Ниже приведены ссылки на некоторые дополнительные информационные материалы, использование которых может оказать помощь эксплуатантам воздушных судов в разработке мероприятий в рамках СУБП по предотвращению авиационных происшествий категории CFIT.

Кроме того, информационные материалы Росавиации, связанные с этими типами событий, размещаются в АМРИПП Росавиации (категория CFIT).

  • Проблемные вопросы обеспечения безопасности полетов, факторы опасности и необходимые корректирующие действия, указанные в изданных в течение 2017 - 2020 годов приказах Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий категории CFIT
  • Всемирный фонд безопасности полетов: Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit)
  • Материалы расширенного совещания по вопросам безопасности полетов и разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий по причине столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (CFIT), 2021 год



Наверх