Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство воздушного транспорта
Росавиация
Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Структура центрального аппарата
Деятельность
ГлавнаяПресс-службаНовости  

Новая структура воздушного пространства в небе над Москвой

19 ноября 2020

В соответствии с решением правительственной комиссии по транспорту в Московской и смежных зонах Единой системы организации воздушного движения с 3 декабря 2020 года будет введена новая структура воздушного пространства.

Что такое структура воздушного пространства? Это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по его использованию. Под элементами в данном случае подразумеваются маршруты, по которым перемещаются воздушные суда, границы зон и районов обслуживания воздушного движения, границы запретных зон, зон ограничения полетов, районы аэродромов и вертодромов и прочее.

Воздушное пространство — это сложный механизм, который регулируется воздушным законодательством, обеспечивающим безопасность полетов воздушных судов и, соответственно, пассажиров. В обслуживании воздушного пространства задействованы тысячи различных специалистов. Например, авиадиспетчеры выступают в роли, фигурально выражаясь, «регулировщиков воздушного движения».

В воздушном пространстве также, как и на земных дорогах, существуют «пробки». Воздушные маршруты использует авиация различных ведомств и назначений - гражданская, государственная, экспериментальная, а в последнее время и беспилотная. Увеличение количества полетов воздушных судов как на внутреннем рынке, так и транзитных рейсов зарубежной авиации, которое наблюдалось до начала пандемии новой коронавирусной инфекции, а также сопутствующее этой тенденции расширение использования автоматизированных систем управления полетами потребовало внедрения новых элементов структуры воздушного пространства. Потребовалось организовать потоки воздушных судов по-новому, более эффективно, так, чтобы выросла пропускная способность и в небе хватало места всем.

Несколько лет назад Правительством Российской Федерации было принято решение провести мероприятия по совершенствованию структуры воздушного пространства Московской зоны Единой системы организации воздушного движения (Московской зоны ЕС ОрВД). Действующая структура воздушного пространства Московской зоны была разработана более 36 лет назад, а за это время произошли большие изменения.

Московская воздушная зона среди всех регионов Российской Федерации находится в особом положении. Около 60 процентов всех полетов, выполняемых в воздушном пространстве России, приходятся именно на Московскую зону. На ее территории расположено более 100 аэродромов, принадлежащих различным ведомствам и организациям. В воздушном пространстве данной зоны установлено беспрецедентное количество запретных зон и зон ограничения полетов (более 150), существенно сокращающих объемы воздушного пространства, используемого для полетов воздушных судов гражданской авиации. Границы Московской зоны сопряжены с сопредельными государствами (Белоруссией и Украиной), а также со смежными зонами Единой системы ОрВД (Санкт-Петербургской, Ростовской, Самарской, Екатеринбургской).

Перед разработчиками новой структуры ставились следующие цели:

  •         обеспечить безопасность полетов при возрастающих перспективных потоках воздушных судов;
  •         достигнуть максимальной пропускной способности системы ОрВД;
  •         обеспечить бесконфликтность между прилетающими и вылетающими воздушными судами;
  •         сократить задержки прилетающих и вылетающих воздушных судов;
  •         снизить выбросы в атмосферу углекислых газов;
  •         снизить нагрузку на диспетчерский состав органов обслуживания воздушного движения.

Работа по изменению структуры воздушного пространства не только Московской зоны, но и смежных с ней зон, потребовала проведения огромного комплекса мероприятий. Была осуществлена разработка непосредственно новой структуры, проводилось ее моделирование, проводилось согласование нововведений с различными российскими ведомствами, с авиационными властями сопредельных государств. Большая работа проведена по сопряжению новой структуры воздушного пространства Московской зоны со структурой воздушного пространства Белоруссии, чтобы при переходе к эксплуатации новой структуры обеспечить бесперебойное выполнение полетов.

Вся официальная аэронавигационная информация по новой структуре воздушного пространства опубликована в Сборнике аэронавигационной информации (АИП) России в установленные сроки и может быть использована пользователями воздушного пространства для подготовки полетов. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при подготовке и публикации аэронавигационной информации тесно взаимодействует с компанией Jeppesen, выдавая необходимые разъяснения и проводя консультации.

В новой структуре воздушного пространства Московской зоны применяются самые современные методы и средства аэронавигации при формировании маршрутов. В результате, загруженность авиадиспетчеров сократится примерно на 50%, задержки самолётов при маневрировании перед заходом на посадку в аэропорты уменьшатся более чем на 70%, пропускная способность зоны, в целом, повысится в 1,5 раза. Система организации воздушного движения сможет обеспечить такое количество взлётов и посадок воздушных судов, какое способна обеспечить наземная инфраструктура. Даже при увеличении интенсивности полётов в московских аэропортах в 1,5 раза время полёта в Московской воздушной зоне сократится в среднем на 15%, протяжённость маршрутов – на 21%, а расход топлива – в среднем на 14%.

В Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Самарской и Екатеринбургской зонах Единой системы ОрВД предполагается ввод новых маршрутов обслуживания воздушного движения:

  •  220     маршрутов зональной навигации;
  •  9       международных воздушных трасс;
  •  35       внутренних воздушных трасс.

Таким образом, все поставленные Правительством РФ в контексте разработки и ввода новой структуры воздушного пространства в Московской и смежных зонах цели будут достигнуты. Момент, когда в силу ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, объемы воздушного движения сократились, является благоприятным для ввода новой структуры в эксплуатацию. Снижение интенсивности полетов позволит пользователям воздушного пространства с меньшим количеством рисков освоить новую структуру, а также обеспечить регулярность и эффективность полетов по мере восстановления объемов авиационного траффика. В настоящее время можно констатировать, что национальный провайдер аэронавигационного обслуживания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ко вводу новой структуры в московском небе готов.

 

Наверх