14 июля 2021 года в Росавиации состоялось заседание Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, которое прошло в очно-дистанционном формате.
В заседании приняли участие Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб и руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
До начала обсуждения основной повестки заседания к членам Общественного совета при Росавиации и руководству Росавиации обратился Заместитель секретаря Общественной палаты РФ. Акцентируя внимание на увеличение пассажиропотока в аэропортах России в период летних отпусков, Владислав Гриб отметил необходимость более адресной работы и авиакомпаний, и аэропортов с пассажирами. Рекомендовал дать дополнительные поручения авиакомпаниям активизировать работу с пассажирами и аэропортам мобилизовать ресурсы для повышения качества обслуживания.
Александр Нерадько проинформировал членов Общественного совета при Росавиации об увеличении авиационной подвижности, особенно на рынке внутренних перевозок. В этой связи руководителям территориальных управлений Росавиации даны указания взять на особый контроль обслуживание пассажиров авиакомпаниями и аэропортами в курортный сезон, в том числе обратить внимание на качество обслуживания, на своевременное устранение неисправностей воздушных судов и обязательное резервирование воздушных судов.
В ходе заседания Общественного совета Росавиации обсудили:
- состояние и меры по совершенствованию деятельности авиации общего назначения (АОН),
- состояние и меры по совершенствованию деятельности беспилотной авиации (БВС, БАС).
В своем докладе заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой проинформировал о проводимой ведомством работе по систематизации деятельности авиации общего назначения и повышении уровня безопасности полетов. На постоянной основе в территориальных органах Росавиации проводятся кустовые совещания с эксплуатантами и владельцами воздушных судов АОН, в ходе которых рассматриваются наиболее проблемные вопросы, связанные с организацией, обеспечением и выполнением полетов, производится разбор основных ошибок (нарушений) в летной и технической эксплуатации воздушных судов, приводивших к авиационным происшествиям.
Олег Сторчевой также сообщал, что продолжается работа по совершенствованию системы подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Заместитель руководителя Росавиации отдельно остановился на участии Агентства в работе по совершенствованию воздушного законодательства РФ, регулирующего вопросы подготовки пилотов, процедур выполнения авиационных работ, допуска к эксплуатации лёгких воздушных судов. Так, Росавиация принимала непосредственное участие в разработке вступивших с 1 января 2021 года в силу Федеральных авиационных правил № 494, которые были разработаны и приняты в целях снятия избыточных административных барьеров для эксплуатантов, выполняющих авиационные работы на легких воздушных судах.
С докладом о состоянии и мерах по совершенствованию деятельности АОН также выступил президент «Федерации АОН России» Сергей Минигулов, в котором отметил, что Федерация поддерживает только законное использование воздушного пространства и законодательство в области воздушного транспорта. Проинформировал о проводимой работе членов Федерации по подготовке и повышению уровня подготовки авиационного персонала для АОН, в том числе о работе в кадетских школах и классах с первоначальной лётной подготовкой. Кроме того о работе по восстановлению инфраструктуры – посадочных площадок и аэродромов, об участии АОН в программах добровольного поиска и спасания. Акцентировал внимание участников заседания на необходимость совместных действий пользователей АОН и государственных структур на развитие этого вида авиации, сфокусировав внимание на потенциале АОН и доступности ее услуг.
Представитель Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Михаил Титов, выступая на заседании Общественного совета Росавиации, проинформировал о текущем состоянии и перспективах развития в этом секторе перевозок авиации общего назначения. Отметил и ключевые проблемы, которые сегодня решаются совместными усилиями Минтранса России, Росавиации и Ассоциации: необходимость дополнительных сертификатов типа для ВС иностранного производства, отсутствие возможности освоения «редких» типов ВС, длительность процедур сертификации зарубежных авиационных учебных центров (АУЦ) и центров по техобслуживанию.
По второму вопросу повестки заседания Общественного совета при Росавиации выступил проректор Московского авиационного института по стратегическому развитию Александр Шемяков. В своем докладе он сообщил о проводимой вузом работе по развитию комплексов беспилотной авиации в РФ, их перспективах и барьерах. Бурный рост мирового рынка применения БПЛА в следующие 10 лет обуславливает ускоренное развитие рынка БАС в России, что требует решения комплекса вопросов: нормативных, технологических, кадровых и инфраструктурных. Проректор подробно остановился на подготовке кадров на базе МАИ.
О состоянии и мерах, принимаемых Росавиацией, по совершенствованию деятельности беспилотной авиации (БВС, БАС) доложил начальник Управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко. Он проинформировал членов Общественного совета при Росавиации о проекте Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, который предусматривает поэтапное выполнение условий для безопасного и эффективного выполнения полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации.
Сергей Мартыненко сообщил о порядке регистрации БВС, обратив особое внимание на автоматизированную систему учета и режим онлайн, который значительно упростил для пользователей БВС процедуру регистрации.
Начальник Управления организации использования воздушного пространства Росавиации также проинформировал о проводимой работе по сертификации. В настоящее время в Росавиацию поступили заявки на сертификацию 6 БАС вертолетного типа и 1 БАС самолетного типа.
Также Росавиация активно участвует в работе по подготовке специалистов, в том числе внешних пилотов, в сегментах БВС и БАС гражданской авиации. Уже утверждены два стандарта:
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»;
- профессиональный стандарт «специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее».
В заключение Сергей Мартыненко отметил, что решения актуальных вопросов внедрения БВС в сферу гражданской авиации России находятся в центре постоянного внимания Федерального агентства воздушного транспорта.
Подводя итоги заседания, Председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский отметил, что и у специалистов Росавиации, и у экспертов отрасли, есть четкое представление задач и проблем авиации общего назначения и внедрения БВС в гражданскую авиацию. Есть обозначенные планы действий в указанных сферах, которые в целом направлены на повышение уровня безопасности полетов. Ведется планомерная работа, которая должна быть поддержана членами Общественного совета при Росавиации.
Александр Нерадько поблагодарил членов Общественного совета Росавиации за внимание к таким вопросам как развитие АОН и внедрение БВС. Руководитель Росавиации положительно оценил, что обсуждение проблем авиации общего назначения перешло в практическое русло и среди эксплуатантов начинает формироваться культура деятельности АОН. Также он высоко оценил вклад этого сектора гражданской авиации в поисково-спасательных операциях и в развитии аэропортовой инфраструктуры. Росавиация готова оказать содействие в данных направлениях деятельности АОН и содействовать ее упорядочению.
Александр Нерадько в части внедрения БВС отметил необходимость решения этого вопроса с привлечением широкого круга экспертов отрасли. Это позволит оценить имеющиеся риски и подготовить необходимую инфраструктуру для безопасной интеграции БВС в воздушное пространство РФ.