Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Состоялось заседание Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта с повесткой: «Беспилотные авиационные системы. Развитие, управление и регулирование данного вида гражданской авиации»

8 июня 2018 11:43

В работе заседания приняли участие руководитель Росавиации Александр Нерадько, Председатель Общественного совета Николай Ивановский, члены Общественного совета, представители центрального аппарата и территориальных управлений Росавиации, вузов, научно-исследовательских институтов гражданской авиации, разработчиков авиационной техники, авиакомпаний, и др.

С докладом выступил заместитель руководителя Росавиации Александр Ведерников.

«Беспилотные авиационные системы. Развитие, управление и регулирование данного вида гражданской авиации»

Стремительное развитие инновационных технологий во всех сферах экономической деятельности служит основой для реализации прорывных технических решений, в том числе в транспортной сфере.

Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации и связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач как в сферах обороны, безопасности государства, так и задач в сфере транспорта.

Беспилотная авиация уже нашла свое широкое применение в упомянутых сферах. Уже сегодня более 100 применений БАС в различных отраслях экономики:

- видеопроизводство, реклама, СМИ -23%

- сельское хозяйство-20%

- мониторинг и инфраструктура-20%

- строительство -10%

- картография и геодезия - 10%

- логистика-7%

- поиск и спасание – 4%

-связь -2%

Немного статистики: за 2015 год было продано более 4 млн БАС. К 2025 году ожидается увеличение продаж до 100 млн. Более 2 млн малых БАС будет эксплуатироваться в России через несколько лет.

Факторы роста, влияющие на столь резкое увеличение продаж:

- доступность по цене;

-простота эксплуатации;

-множество бизнес-предложений;

-приложения для массовых потреблений.

Спецификация применения и факторы торможения:

- непрофессиональные пилоты;

--сотни тысяч БВС в воздухе;

-отличие условий выполнения полетов от пилотируемых ВС.

Рынок БАС по отраслям в России требует новых подходов к регулированию и новые специализированные подходы в выработке и применению технических и технологических решений. В совместных интересах государства и бизнеса найти компромисс между обеспечением безопасности и развитием перспективного инновационного рынка БАС.

Органы, участвующие в регулировании сферы применения БАС:

Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС

Правительственная комиссия по транспорту.

Авиационная коллегия при Правительстве РФ.

Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по вопросам государственного регулирования беспилотной авиации и «дорожной карты» развития сегмента БАС и БВС в гражданской авиации

Межведомственная рабочая группа развития беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации

Комитет по беспилотным авиационным системам

Рабочая группа АэроНэт: рынок беспилотных авиационно-космических систем, комплексных решений и услуг на их основе

Основные проблемные вопросы, в рамках рассмотрения сферы применения БАС

Необходима координация деятельности органов, участвующих в регулировании сферы применения БАС в вопросах:

процедур регистрации БАС;

требований к летной годности, выдаче сертификатов типа и сертификатов летной годности;

требований к авиационному персоналу, программам его подготовки, порядку контроля его навыков и знаний, а также выдачи свидетельств;

требований к техническому и наземному обслуживанию БАС;

требованиям к лицам, осуществляющим техническое и наземное обслуживание БАС.

интеграция БАС в единое воздушное пространство.

Воплощению в повседневную жизнь повсеместного применения беспилотных воздушных судов должно предшествовать всестороннее законодательное урегулирование вопросов использования таких воздушных судов.

При этом важнейшим вопросом обеспечения безопасных полетов беспилотных воздушных судов является подготовка их внешних экипажей (внешних пилотов), а также неукоснительное выполнение всеми участниками воздушного движения правил использования воздушного пространства и выполнения полетов.

Еще одной ключевой задачей для государства является разработка и внедрение технических решений, обеспечивающих без ограничений безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, а также законодательное регулирование таких полетов.

Росавиация уделяет особое внимание международному сотрудничеству в вопросах обеспечения безопасного воздушного движения при выполнении полетов беспилотных воздушных судов.

Так в период с 15 по 16 ноября 2017 года проведена встреча делегаций Росавиации и Федеральной авиационной администрации США по вопросу регулирования использования беспилотных воздушных судов(беспилотных авиационных систем).

На встрече делегациями отмечена важность взаимодействия и обмена опытом между авиационными администрациями двух стран в сфере регулирования использования беспилотных воздушных судов(беспилотных авиационных систем) (далее – БВС (БАС)).

В ходе дискуссии были затронуты вопросы:

организации использования воздушного пространства БВС (БАС);

государственной регистрации и летной годности беспилотных БВС (БАС);

подготовки внешних пилотов (внешних экипажей) БВС (БАС);

интеграции БВС (БАС) в национальное воздушное пространство, включая подходы к обеспечению одновременных полетов БВС (БАС) и пилотируемых воздушных судов.

В выступлениях представителей ФАА США отмечалось, что работа ФАА в сфере регулирования использования БВС (БАС) строится на основе того, что все эксплуатанты БВС (БАС) являются законопослушными пользователями воздушного пространства, неукоснительно выполняющими требования ФАА, закрепленные в соответствующих документах.

В ходе встречи представители ФАА поделились опытом разработки Концепции управления движением беспилотных воздушных систем (UTM) .

Основная цель этой концепции (UTM) – определение метода организации воздушного пространства с целью обеспечения полетов множества БВС (БАС) за пределами прямой видимости, где услуги обслуживания воздушного движения не предоставляются.

Видение ФАА в отношении UTM:

UTM является системой взаимосвязанной с системой организации воздушного движения для неконтролируемых полетов;

UTM является отдельной, но в то же время комплементарной системой по отношению к системе организации воздушного движения;

UTM использует возможности отрасли в целях предоставления услуг в соответствии с требованиями, установленными ФАА;

разработка UTM в конечном итоге ведет к определению услуг, ролей/обязанностей, информационной инфраструктуры, протокола обмена данными, функций программного обеспечения, инфраструктуры и требований к техническим характеристикам в целях обеспечения управления неконтролируемыми полетами БАС на малых высотах за пределами прямой видимости.

UTM основывается и разрабатывается на следующих принципах:

пользователи (операторы БВС (БАС)) выполняют полеты в районах воздушного пространства, указанных в разрешении ФАА;

разрешения выдаются с учетом цели полета, оператора и характеристик БВС (БАС);

БВС (БАС) соблюдают соответствующее расстояние друг от друга;

БВС (БАС) и пилотируемые воздушные суда соблюдают соответствующие расстояния между собой;

оператор БВС (БАС) обладает полной ситуационной осведомленностью о воздушном пространстве (воздушной обстановке) и имеющихся ограничениях;

общественная безопасность является приоритетом.

Ценность UTM, по мнению ФАА, заключается:

в возможности обеспечения полетов в условиях их высокой интенсивности;

в обеспечении полетов БВС (БАС) за пределами прямой видимости;

в обеспечении координации пилотируемых и БВС (БАС);

в обеспечении координации между БВС (БАС) посредством согласованного обмена данными/информацией о полетах между собой и системой организации воздушного движения;

в разрешении конфликтных ситуаций.

Необходимо отметить, что в воздушном законодательстве Российской Федерации уже заложены правовые основы, позволяющие обеспечить развитие сегмента беспилотной авиации. Но необходимо предпринимать дальнейшие совместные усилия разработчиков, производителей, эксплуатантов беспилотных воздушных судов, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее государственное регулирование, направленные на совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально выделенном воздушном пространстве.

При этом эшелонирование пилотируемых и беспилотных воздушных судов в специально выделенном воздушном пространстве возложено на орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя воздушного пространства, организующего такие полеты.

Несомненно, такой подход к обеспечению одновременных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов устарел. Вместе с тем до технического решения данного вопроса урегулирование возможно только в рамках установлениявременных и местных режимов и кратковременных ограничений Слайды 10-14

Принимая во внимание актуальность вопроса обеспечения одновременных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов проводится работа по подготовке технического задания на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по структуре и содержанию концепции интеграции беспилотных воздушных судов и воздушных судов авиации общего назначения в единое воздушное пространство Российской Федерации».

Кроме того, в целях совершенствования законодательства и устранения административных барьеров распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 576-р утверждена соответствующая «дорожная карта» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет».

Упомянутая «дорожная карта» содержит перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, совершенствование которых должно позволить обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в том числе обеспечить совершенствование законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов.

При этом для успешной реализации «дорожной карты» необходимы технические и технологические решения, обеспечивающие контроль за одновременными полетами пилотируемых и беспилотных воздушных судов на всех высотах, взаимную осведомленность участников таких полетов, а также решения, позволяющие обеспечить безопасность воздушного движения и минимизировать возможность применения беспилотных воздушных судов в противоправных целях.

Необходимо остановиться на возможности применения беспилотных технологий для целей проведения авиационного поиска и спасания.

Пунктами № 28 и 29 указанного Распоряжением Правительства предписывается разработать постановления Правительства РФ, распространяющие действия ЕС АКПС с использованием БАС и определяющими порядок предоставления субсидий, участвующим в ПСО юридическим и физическим лицам. Ожидаемые результаты: создание условий для широкого использования при проведении ПСО БАС, что позволит существенно снизить их стоимость и одновременно проводить ПСО в ночное время и в СМУ.

Предлагается:

О подготовке внешних пилотов БВС (БАС) в своем докладе расскажет заведующий кафедры факультетов аэропортов и инженерно-технического обеспечения полетов Санкт-Петербургский государственный университет ГА Кудряков Сергей Алексеевич.

Сертификации, учет и поддержания летной годности беспилотных авиационных систем

В большинстве экономически развитых государств, в том числе в России, активно ведутся работы в перспективном направлении разработки беспилотных авиационных систем (далее – БАС) гражданского назначения и их интеграции в единое воздушное пространство. Рынок гражданских БАС в России находится на стадии формирования.

Фактически, развитие этого перспективного направления авиации серьезно сдерживается отсутствием нормативной базы.

В частности, в Росавиацию поступают заявки от разработчиков БАС на обязательную сертификацию их изделий с целью подтверждения соответствия нормам летной годности. Однако Росавиация не располагает полномочиями принять к рассмотрению указанные заявки и вынуждена их возвращать без рассмотрения, так как отсутствует утвержденный порядок проведения сертификации вышеназванных объектов гражданской авиации, не определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные, соответственно:

1) на определение порядка осуществления обязательной сертификации БАС, предусмотренной п. 2.1 ч.1 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации (представляется, что таким ФОИВом должен выступать Минтранс России);

2) и проведение такой обязательной сертификации (здесь уполномоченным органом должна являться Росавиация, которой постановлением Правительства Российской Федерации № 1283 от 28 ноября 2015 года переданы функции по сертификации авиационной техники).

Термин «авиационная техника» в Авиационных правилах АП-21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», введенных в действие приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 474, не включает в себя понятие БВС, БАС и их комплектующие изделия, и, соответственно, применяемый в настоящее время порядок сертификации формально на них не распространяется.

Также отсутствуют авиационные правила (нормы летной годности) для беспилотных авиационных систем, определяющие технические требования, что не позволяет сделать вывод о соответствии беспилотных авиационных систем каким-либо требованиям.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация фактически не позволяет проводить сертификацию беспилотных авиационных систем, несмотря на регулярные обращения со стороны их разработчиков и наличие требований об обязательности сертификации беспилотных авиационных систем в воздушном кодексе Российской Федерации.

Росавиацией инициативно внесен в Минтранс России и Минпромторг России проект новых федеральных авиационных правил на замену АП-21, в которых этот пробел предлагается устранить.

Росавиация также обращалась в Минтранс России с просьбой обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением наделить Минтранс России полномочиями по установлению порядка обязательной сертификации БВС и БАС, а Росавиацию– полномочиями по ее проведению.

Государственная регистрация беспилотных воздушных судов (БВС)с максимальной взлетной массой более 30 кг осуществляется Росавиацией с сентября 2017 года в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Приказом Минтранса России от 06.07.2017 № 255 действие данного Административного регламента было распространено на БВС массой более 30 кг, которые подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации на общих основаниях с пилотируемыми воздушными судами без учета каких-либо особенностей данной категории авиационной техники 1*.

1* Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации подлежат гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, т.е. воздушные суда, которые допущены или могут быть допущены к эксплуатации вгражданской авиации.

В соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации БВС массой более 30 кг допускаются к эксплуатации при наличии Сертификата летной годности, который выдается на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Однако соответствующие процедуры по выдаче сертификата летной годности беспилотным воздушным судам до настоящего времени не разработаны. Для этого необходимо внести дополнения в следующие федеральные авиационные правила:

– ФАП-132 в части процедур по выдаче сертификатов летной годности;

–ФАП-128 в части согласования Программы технического обслуживания, Минимального перечня оборудования, Руководства по организации технического обслуживания, Руководства по деятельности;

–ФАП-285 в части сертификации организаций по техническому обслуживанию;

– ФАП-147 в части требований к персоналу по техническому обслуживанию беспилотных авиационных систем;

– ФАП-289 в части требований к авиационным учебным центрам.

Таким образом, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могли бы подтвердить возможность допуска к эксплуатации в гражданской авиации России БВС массой более 30 кг и позволить произвести их обоснованную регистрацию в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, отсутствуют.

Вынуждены отметить, что работа по их формированию ведется недостаточными темпами. Минтрансом России с января 2016 года в целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» и Федерального закона от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» ведется работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учета БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации».По результатам его рассмотрения Росавиация дважды, в январе 2016 года и в феврале 2018 года, направила свои предложения по доработке.

Считаем, что скорейшее устранение законодательных пробелов в части регулирования БАС окажет поддержку развитию данной отрасли экономики в Российской Федерации. И здесь необходимо обеспечить тесное взаимодействие, компетентную экспертную помощь от всех заинтересованных сторон для скорейшего решения Министерством транспорта задач по нормативно-правовому регулированию деятельности в области БАС.


PPTX-файл, размер 5.95 MB
PPTX-файл, размер 8.82 MB