Общественный совет при Росавиации провел итоговое в 2025 году заседание
Безопасность полетов и предоставление госуслуг в сфере гражданской авиации стали главными темами заседания Общественного совета при Росавиации под председательством Николая Ивановского. В мероприятии приняли участие глава агентства Дмитрий Ядров, председатель Межгосударственного авиационного комитета Олег Сторчевой, замруководителя Ространснадзора Владимир Фонарев. Анализируя абсолютные показатели безопасности полетов коммерческой гражданской авиации, на заседании отметили, что 2025-й год относится к одному из лучших за десятилетний период по числу авиационных происшествий. Меньше зафиксировано только в 2019-м.
«В вопросах обеспечения безопасности полетов всем нам, безусловно, есть над чем работать. События 2025 года привели к приостановке и аннулированию сертификатов эксплуатантов у ряда компаний. Исходя из причин каждого авиационного события, должны приниматься и принимаются соответствующие профилактические меры. Безопасность полетов — была, есть и будет незыблемым приоритетом для всех без исключениям участников авиатранспортной отрасли», – отметил Дмитрий Ядров.

На заседании отметили, что обеспечение безопасности полетов остается приоритетом для всех участников авиатранспортной отрасли
Актуальные данные состояния безопасности полетов представил начальник Управления инспекции по безопасности полетов Алексей Гаврюшин. В целом, Россия продолжает оставаться в общемировом тренде по уровню безопасности полетов, не демонстрируя при этом опасных тенденций. По сравнению с прошлым годом, количество авиационных происшествий и катастроф как в коммерческой, так и в авиации общего назначения (АОН) снизилось, но увеличилась тяжесть последствий подобных событий.
«Наибольшее влияние на безопасность полетов самолетов коммерческой авиации в 2016-2025 годах оказали такие авиационные происшествия, как столкновение с землей в управляемом полете, внештатные касания взлетно-посадочной полосы и выкатывание за ее пределы, потеря управления в полете. Для самолетов АОН к основной группе риска относятся события, связанные с потерей управления в полете», – отметил Алексей Гаврюшин.

В заседании Общественного совета принял участие замруководителя Ространснадзора Владимир Фонарев (на фото справа)
Для контроля и надзора за безопасностью полетов сейчас активно применяется риск-ориентированный подход, который позволяет сосредоточить внимание на проблемных факторах и снизить административную нагрузку на добросовестных подконтрольных лиц. Эффективность метода проанализировал Владимир Фонарев. Он пояснил, что плановые проверочные мероприятия сейчас заменяются внеплановыми проверками – с упором на индикаторы риска.
«При помощи индикаторов своевременно выявлено и пресечено порядка тысячи нарушений воздушного законодательства, что определенно доказывает их результативность. При непосредственном участии Минтранса России и представителей бизнес сообщества в текущем году разработаны и утверждены три новых индикатора, которые связаны с возвратами воздушных судов на место стоянки по технической неисправности и с выявлением факторов опасности и риска в деятельности авиационных учебных центров и организаций по техническому обслуживанию воздушных судов», – сказал Владимир Фонарев.

Декабрьское заседание Общественного совета стало итоговым в 2025-м. В этом году представители общественности разобрали восемь актуальных для авиаотрасли тем.
Обсуждение продолжилось рассмотрением вопроса качества и полноты предоставления государственных услуг Росавиации юридическим и физическим лицам – эта тема находится на особом контроле Общественного совета. Работа агентства в части оказания госуслуг признана удовлетворительной, отмечается значительная положительная динамика по сравнению с 2024 годом. Подробнее о принятых мерах рассказала начальник Управления правового обеспечения и имущественных отношений Росавиации Алеся Прокопчук.
В этом году список госуслуг агентства дополнился новой, связанной с изменениями в Федеральном законе «О транспортной безопасности». Из 44 госуслуг 34 выведены на Единый портал госуслуг (ЕПГУ), до конца года будет выведена еще одна, по принятию решения о предоставлении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта. Росавиация занимает лидирующую позицию в рейтинге федеральных органов исполнительной власти по качеству работы по совершенствованию разрешительной деятельности по количеству выведенных на ЕПГУ госуслуг.

Начальник Управления правового обеспечения и имущественных отношений Росавиации Алеся Прокопчук обозначила основные моменты проведенной работы в части оказания госуслуг
«Росавиация продолжает работу по оптимизации государственных услуг. По 25 из них в этом году сокращены сроки предоставления, по 20 – количество документов, требуемых от заявителей. Так, благодаря внедрению системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с другими федеральными органами исполнительной власти, на восемь документов уменьшилось количество требуемых непосредственно от заявителя для оказания госуслуги по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», – прокомментировала Алеся Прокопчук.
Декабрьское заседание Общественного совета при Росавиации стало завершающим в 2025 году. За истекший период представители общественности рассмотрели на площадке агентства следующие актуальные для авиаотрасли темы:
- Перспективные планы отечественного авиастроения,
- Развитие беспилотной авиации,
- Функционирование системы воздушного транспорта в осенне-зимний период,
- Итоги работы агентства с обращениями граждан, в части закупочной деятельности и мер по противодействию коррупции.