Дмитрий Ядров доложил главе Правительства о переводе «в цифру» процесса сертификации авиатехники
Росавиация презентовала на выставке «Транспорт России» новую информационную систему по цифровизации административного процесса сертификации авиатехники. О предпосылках создания и преимуществах ФГИС «Авиасерт» председателю Правительства Михаилу Мишустину доложил глава агентства Дмитрий Ядров. Планируемый запуск информационной системы в промышленную эксплуатацию – декабрь 2025 г. Переход в «цифру» поможет не только оптимизировать процесс согласования документов, но и ускорить вывод новой техники на рынок.
«Страна у нас большая, организации, разрабатывающие и изготавливающие гражданскую технику, территориально расположены удаленно друг от друга. Перевозка и ручное согласование «бумаги» занимает время и удлиняет процесс вывода новой техники на рынок. Кроме того, коллективная работа с экспертизой документации в текущем порядке может вестись только в последовательном, ручном режиме. Мы понимаем, что любые решения по оптимизации процедур и сокращению времени сертификации авиатехники в наше непростое время крайне важны. Процесс нужно было оптимизировать, переводить в «цифру», для этого начато создание системы», – отметил Дмитрий Ядров.
ФГИС «Авиасерт» позволит перевести из бумажного в электронный вид процесс подтверждения летной годности разрабатываемой авиатехники и сертификации организаций разработчиков и изготовителей. В среднем комплект доказательных документов может быть от 250 до более чем 10 тыс. листов, ежегодно Росавиация обрабатывает приблизительно полтонны «бумаги». Все сертификационные документы подписываются вручную, при проведении экспертизы они возвращаются на доработку, уточняются, переподписываются, пересылаются вновь.

Ежегодно Росавиация обрабатывает сертификационную документацию объемом более 100 тыс. листов, об этом наглядно – на стенде Росавиации на выставке «Транспорт России»
В чем плюсы:
- Сокращение времени и нагрузки на заявителей и Росавиацию – вместо нескольких дней информация сможет доходить практически моментально;
- Коллективная работа экспертов агентства с документацией – они смогут подключаться к задаче оперативно и в удаленном режиме;
- Повышение прозрачности процесса согласования.
Создание ФГИС «Авиасерт» проходило в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» с использованием средств федерального бюджета. Система будет функционировать полностью на базе отечественных технологий группы «Астра», включающего в себя решения от операционной системы до платформы разработки информационных систем. Сертифицированные компоненты позволят обеспечить высокий уровень кибербезопасности.
Все заявки разработчики будут направлять через единый портал госуслуг — такая возможность уже реализована Росавиацией. После этого заявка поступит в систему для дальнейшей работы с ней. Для заявителей в системе организованы личные кабинеты, доступ возможен через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).