Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяПресс-службаНовости

Слово не воробей:
Опровержение Росавиации публикации А.Воробьева в газете «Ведомости» от 03 октября 2018 года «Экспорт новой российской авиатехники оказался под угрозой»

5 октября 2018 11:43

В русском языке есть совершенно замечательная фигура речи – «желаемое за действительное», которой можно охарактеризовать очевидно до неприличия ангажированную статью в газете «Ведомости» от 3 октября 2018 года с первой до последней строчки.

Утверждения автора статьи А.Воробьева и, как можно предположить, стоящих за этой публикацией заинтересованных, но не информированных консультантов из Межгосударственного авиационного комитета (МАК), мягко сказать, недостоверны.

Чего стоит одно только заявление о том, что «занимающаяся сертификацией судов Росавиация не добилась признания иностранными авиавластями, без этого невозможны поставки за рубеж» из-за якобы отсутствия соглашения с Европейским агентством по безопасности полётов EASA.

На всякий случай Росавиация обращает внимание автора, который, вероятно, так торопился отработать материал и не удосужился дождаться комментариев Росавиации, что еще в январе 2018 г. между Росавиацией и EASA подписано Рабочее соглашение в области летной годности и сертификации авиационной техники. С помощью этого документа была обеспечена непрерывность в признании отечественных одобрительных документов на авиационную технику в странах Европы. Не останавливаясь на достигнутом, Росавиация и EASA в том же январе текущего года согласовали Дорожную карту развития сотрудничества. Совместные сертификационные работы ведутся по самолету МС-21 и двигателю ПД-14, а также на основе взаимности по другим многочисленным заявкам по российской и европейской авиационной технике.

Аналогичная работа проведена и продолжается с авиационными властями и других государств – потенциальных импортеров российской авиационной техники.

С учетом этого слова автора статьи о якобы непризнании за границей экспортных сертификатов Росавиации можно назвать откровенной и бездоказательной ерундой и фантазией. Было бы просто нонсенсом в практике любой страны и любой отрасли отказываться сотрудничать с национальным государственным органом, на который те или иные полномочия официально возложены правительством страны.

Полагаем, что коллеги из Минпромторга России также найдут время, чтобы отреагировать на утверждения в статье о том, что «Минпромторг просил Авиарегистр МАК выдавать экспортные сертификаты», что, по сути, является обвинениями в адрес данного Министерства о нарушении решений Правительства Российской Федерации, прекратившего сертификационные полномочия МАК в России в 2015 году.

Надеемся, что автор найдет время, чтобы ознакомиться лишь с некоторыми из уже выданных и признанных сертификатов, на основании которых российские самолеты «Сухой Суперджет» и вертолеты поступили по контрактам иностранным заказчикам. Со всеми странами, куда российская промышленность экспортирует авиационную технику (Италия, Турция, Казахстан, Куба, КНР), у Росавиации есть договоренности о принятии выдаваемых ею одобрительных документов без каких- либо дополнительных проверок.

Что касается двусторонних соглашений с FAA (США) и ENAC (Италия), то, видимо, автор публикации и так называемые «эксперты» удивятся, но подобные договоренности давно имеются на уровне Правительства Российской Федерации. Так, Соглашение о повышении безопасности полетов подписано Правительством Российской Федерации и Правительством США 2 сентября 1998 года. Наиболее тесные связи в области безопасности полетов существуют с Италией еще с 1989 года на базе российско-итальянского межправительственного соглашения. В их развитие и укрепление Росавиация в ноябре 2017 года подписала с ENAC График процедур реализации данного межправсоглашения. Ни один экземпляр самолета «Сухой Суперджет», предназначенный для экспорта в Европу, не был задержан по причине непризнания экспортных сертификатов Росавиации.

Росавиация активно сотрудничает с отечественными экспортерами авиационной техники. В интересах обеспечения поставок техники холдинга «Вертолеты России» за рубеж ведется активная работа с авиационными ведомствами Китая, Индии, Южной Кореи, Пакистана, Бразилии, Мексики, Колумбии, Перу, Канады и других стран. С авиационным ведомством Китая – крупнейшего рынка экспорта отечественной авиационной техники – после ознакомления китайских коллег с российской системой сертификации авиатехники Росавиация парафировала Процедуры реализации межправительственного Соглашения. С Индией – перспективным рынком поставок отечественных вертолетов – достигнута договоренность о подписании аналогичных Процедур до декабря 2018 г. С бразильским авиационным ведомством (ANAC) Росавиация уже провела взаимное изучение нормативной базы и сейчас готовится принять бразильских коллег в Москве.

Заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС 15 августа текущего года под председательством помощника Президента Российской Федерации И.Е. Левитина прошло в конструктивной рабочей обстановке, что отражено в Протоколе указанного заседания, и никак не может характеризоваться словом «возмущение», которое приписывается двумя участниками заседания (а именно столько представителей МАК было на него приглашено), гендиректору Ростеха С. Чемезову.

Неудивительно, что перечисленные в статье представители организаций и участников данного совещания на вопросы «Ведомостей» не ответили – бессмысленно комментировать откровенную чушь и уж тем более оспаривать решение руководства страны, направленное на возврат полномочий, временно отданных в тяжелое после распада СССР время на аутсорсинг международной организации МАК, в контур российских госструктур, и приведения ситуации в полное соответствие с Конвенцией о международной гражданской авиации ИКАО, в соответствие с Приложением 13 к которой орган по расследованию авиационных происшествий (в настоящее время МАК) не может совмещать эти функции с функциями сертификации типа.

Особое недоумение вызывают неуверенные предположения в статье гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака о том, что Росавиация не занимается подготовкой специалистов в области сертификации, которым доверяли бы иностранные авиационные власти. Уж ему то должно быть известно, что большинство наиболее авторитетных и опытных профессионалов, ранее работавших в МАК «в команде Анодиной» и заинтересованных работать, а не заниматься плетением интриг, перешли в созданный решением Правительства России подведомственный Росавиации Авиарегистр России. В системе сертификации авиационной техники помимо Росавиации и Авиарегистра России функционируют 10 аккредитованных Росавиацией сертификационных центров, созданных на базе таких научных институтов с мировым именем, как ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА и ГосНИИ АС. Оторванным от реальности является и лозунг г-на Рыбака о том, что «доверие – очень важный аспект при взаимном признании летной годности». Представляется, что г-н Рыбак не присутствовал при взаимных аудитах, которые проводят авиационные ведомства, заполняя многостраничные вопросники и демонстрируя реальное функционирование системы государственного надзора за предприятиями авиапромышленности.

Может быть, в 1990-е годы и в начале 2000-х, когда единое европейское авиационное ведомство EASA еще только создавалось, отношения между ним и МАК и выстраивались, по убеждению г-на Рыбака, на лоббистском ресурсе и «доверии». К счастью, на сегодняшний день задача по подготовке соглашений в области летной годности – кропотливая техническая работа, которая ведется в цивилизованном русле.

За публикацию некорректных и неверных сведений о деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Росавиация требует у редакции «Ведомостей» напечатать данное опровержение в печатной и интернет версии своего издания.


PDF-файл, размер 470.69 kB
Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх