Российские авиакомпании перевезли более 62 млн пассажиров в январе-июле

По итогам семи месяцев 2025 года гражданская авиация России продемонстрировала производственные показатели примерно на уровне прошлого года.

Пассажиропоток аэропортов страны составил 121,8 млн человек (-0,3 %), пассажиропоток авиакомпаний — 62,1 млн (-1,7%). Ключевой показатель, характеризующий объем работы гражданской авиации по перевозке пассажиров, — пассажирооборот за семь месяцев 2025 года снизился менее чем на один процент и составил 160,7 млрд пасс.-км. Процент занятости пассажирских кресел, напротив, увеличился на 0,4 п.п., до 89,1%.

Выраженную положительную динамику — плюс 7,4% — российские авиакомпании продемонстрировали на маршрутах в зарубежные страны за пределами СНГ: пассажиропоток на этих линиях составил 9,7 млн человек. В целом по международным линиям отечественные авиакомпании перевезли 15,2 млн человек (+1%). Несмотря на снижение внутрироссийского пассажиропотока до 46,8 млн человек (-2,6%), этот показатель находится на  высоком уровне за последние годы.     

Топ-5 авиакомпаний по числу перевезенных пассажиров остается прежним: «Аэрофлот», «Победа», S7 («Сибирь»), «Россия» и «Уральские авиалинии». На их долю пришлось 70,3% всех перевозок.

«Воздушный транспорт России и его специалисты продолжают слаженно  работать в интересах наших граждан и экономики страны. Такие знаковые региональные аэропорты, как Владивосток, Калининград или Красноярск, за прошедшие семь месяцев продемонстрировали положительную динамику. Новосибирский аэропорт Толмачево в июле вновь подтвердил статус одного из ключевых хабов России — его пассажиропоток за месяц превысил 1 000 000 человек. Оказался востребованным после открытия аэропорт Геленджик — его среднесуточный пассажиропоток превысил тысячу человек. Авиакомпания Flynas открыла сообщение между Эр-Риядом и Москвой. До конца года планируется ввести в эксплуатацию ряд новых аэровокзалов, не исключаем появление новых рейсов за рубеж», — прокомментировал заместитель руководителя Росавиации Алексей Буевич, курирующий развитие авиаперевозок.

 

МНЕНИЕ БИЗНЕСА

Ян Бург, генеральный директор авиакомпании «Россия»:

«За семь месяцев мы перевезли почти 6,7 млн человек — это на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество рейсов авиакомпании «Россия» выросло на 12,4%, до 62,6 тыс. Один из ключевых факторов роста производственных показателей — «Шаттл», программа высокоинтенсивных перевозок между Санкт-Петербургом и Москвой, запущенная в Группе Аэрофлот в июне 2024 года. Наряду с этим, добиться существенного роста удалось и за счет увеличения интенсивности полетов и из других базовых аэропортов — Владивостока, Красноярска и Сочи».


Олег Бады, директор ФКП «Аэропорт Кызыл».

«В январе-июле аэропорт Кызыл обслужил на 6% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечаем стабильный прирост пассажиропотока, в том числе за счет открытия прямого рейса в Улан-Батор в конце июня. Возможностью менее чем за три часа добраться до столицы Монголии уже воспользовались около 500 человек. В целом с начала года аэропорт обслужил более 81 тыс. пассажиров, обеспечивая транспортную доступность населенных пунктов региона, а также связывая столицу Республики Тывы с Москвой, Новосибирском, Красноярском, Иркутском и Улан-Удэ».

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»

«На фоне наблюдаемого с декабря 2024 года укрепления рубля по отношению к доллару и евро, мы видим восстановление интереса россиян к полетам за рубеж. Авиаперевозчики располагают достаточным флотом воздушных судов, имеющих только российскую регистрацию, допущенных к международным полетам, что позволяет удовлетворять этот спрос. Напомню, что доля перевозок, осуществляемых российскими авиакомпаниями по международным направлениям, с 2001 по 2024 годы колебалась от минимальных 18 % в 2022 году до рекордных 54 % в 2013 году, средний уровень за этот период – 40 %. Несмотря на незначительный рост спроса на полеты за рубеж в 2024-2025 годах, мы наблюдаем радикальное перераспределение трафика на внутренние направления, что свидетельствует о развитии внутреннего туризма».

Ирина Полешкина, старший научный сотрудник МГТУ ГА, доктор технических наук:

«Благодаря упорной совместной работе Минтранса и Росавиации по расширению международной маршрутной сети за пределами стран СНГ сохраняется тенденция увеличения пассажиропотока в этих направлениях по сравнению с предыдущим годом, особенно на рейсах, выполняемых в Анталью, Стамбул, Ереван и Дубай. Сокращение пассажиропотока на внутренних линиях обусловлено ограниченными провозными возможностями российских авиакомпаний и традиционным  ростом стоимости перелета по наиболее востребованным туристическим направлениям. Также на снижении пассажиропотока в летние месяцы частично сказалось введение ограничений на выполнение полетов в ряде российских аэропортов с целью обеспечения безопасности пассажиров».