Росавиация проверила готовность организаций к новой процедуре по оформлению сертификатов летной годности
С 1 сентября в России меняется процедура оформления сертификатов летной годности для летательных аппаратов, имеющих сертификат типа. Теперь проводить инспекцию воздушных судов и выдавать заключения, подтверждающие соответствие конкретного экземпляра его типовой конструкции, смогут только организации, аккредитованные в соответствии с новыми Федеральными авиационными правилами (ФАП-183), утвержденными приказом Минтранса России от 5 мая 2025 года № 149. В этом документе прописан порядок аккредитации и работы таких организаций.
Порядок работы:
- С 1 сентября Росавиация начинает принимать заявки от юридических лиц, готовых к проверкам типовых воздушных судов и выдаче заключений — для этого вводится новая госуслуга.
- Направившая заявку организация самостоятельно регулирует собственную штатную численность, определяет объемы работ и планирует типы воздушных судов, по которым будет проводить проверки и выдавать заключения.
- Прежде чем приступить к работе, организации необходимо пройти аудит в агентстве, в том числе двухэтапное (устное и письменное) тестирование ее специалистов.
- После подтверждения соответствия требованиям, аккредитованная организация получает от Росавиации аттестат аккредитации со сроком действия пять лет.
«Для повышения эффективности процессов, оптимизации процедур и стимулирования экономики, государство делегирует часть полномочий сторонним организациям. В соответствии со стандартами, принятыми в международной среде, даем возможность бизнесу выстраивать собственные отношения с эксплуатантами воздушных судов, но с обязательным соблюдением всех требований законодательства. Чтобы минимизировать риски и обеспечить контроль, формируем единый прозрачный подход к деятельности аккредитованных Росавиацией организаций, поскольку от качества их работы будет зависеть уровень безопасности полетов», — отметил замруководителя Росавиации Андрей Добряков, курирующий вопросы поддержания летной годности воздушных судов.
Совещание с представителями организаций провел начальник Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Сергей Осипов
До вступления в силу новых правил, на площадке Росавиации прошло совещание с представителями около 20 компаний, готовых к работе по новым правилам.
О чем спрашивали претенденты на получение аккредитации:
- Возможно ли в структуре эксплуатанта иметь аккредитованную организацию или это компетенция отдельного юридического лица?
Новые правила не запрещают создавать подобную организацию в структуре авиакомпании. Однако осматривать собственные воздушные суда конкретного эксплуатанта должны сотрудники исключительно сторонних и независимых организаций.
- Изменятся или аннулируются сроки действия аттестатов аккредитации сертификационных центров, выданных ранее?
Упомянутые аттестаты не имеют отношения к рассматриваемой процедуре, их сроки действия остаются неизменными. Вместе с тем, привлекать такие организации к выдаче заключений по типовой конструкции не допускается.
- Какая квалификация должна быть у специалиста, выполняющего осмотр ВС?
Официальные разъяснения Минтранса России по этому поводу размещены на сайте агентства.
- Когда будут опубликованы вопросы для тестирования работников Росавиацией и где будет проходить собеседование?
Необходимая информация будет размещена на официальном сайте Росавиации до 1 сентября. Собеседование (письменная и устная часть), как и выдача аттестатов, будет проходить в центральном аппарате агентства в Москве.
- Нужно ли проходить повторное тестирование в Росавиации при переходе из одной организации в другую?
Да, поскольку необходимо внесение изменений в аттестат организации.