Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяПресс-службаНовости

В Росавиации обсудили вопросы предотвращения авиационных происшествий категории CFIT

4 октября 2021 10:00

30 сентября 2021 года в Росавиации состоялось расширенное совещание с организациями гражданской авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий по причине столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (Controlled Flight Into Terrain - CFIT).

Более 255 экспертов отрасли приняли участие в обсуждении актуальных и проблемных вопросов CFIT: специалисты центрального аппарата Росавиации, руководители территориальных органов Росавиации, руководители эксплуатантов гражданской авиации России и их заместители по безопасности полетов и организации летной работы, руководители учебных заведений гражданской авиации, представители общественных организаций. Также руководители подведомственных Росавиации предприятий: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП ГосНИИ ГА, ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации».

Открывая совещание, руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил: «совещание проводится в связи с произошедшими в этом году авиационными происшествиями коммерческой авиации, связанных с CFIT, и призвано предметно поговорить о методах предотвращения столкновения исправных воздушных судов в управляемом полете, принимая во внимание, что это самый распространённый тип авиационных происшествий в мире.

В 2003 году после проведения в Российской Федерации международного семинара по проблеме CFIT было разработано Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке, в котором подробно описаны предложения по сокращению подобного рода происшествий. В данном Руководстве изложены восемь основных принципов, выполнение которых снижает риск возникновения подобных авиационных происшествий. Хотелось бы, чтобы сегодня мы остановились на этих принципах сокращения авиационных происшествий и профессионально обсудили, что следует дополнительно предпринять для исключения их повторяемости».

Заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой, делая анализ авиапроисшествий текущего года, обратил внимание генеральных директоров организаций гражданской авиации, летных директоров авиакомпаний и лиц, ответственных за обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов на то, что причины ошибок и нарушений рядового летного состава находятся в прямой связи с деятельностью и решениями руководства организаций и свидетельствуют о неблагополучной ситуации с управлением персоналом, финансовым состоянием организации, о низком уровне трудовой и корпоративной дисциплины, а также культуры безопасности полетов.

«Говоря о персональной ответственности командира воздушного судна за безопасное завершение полета, надо признавать персональную ответственность генерального директора за создание всех без исключения условий, чтобы члены экипажа и другой подчиненный персонал даже не сомневались в необходимости выполнять установленные правила. Нарушения правил полетов, особенно сознательные, однозначно свидетельствуют о неспособности или нежелании высшего руководства смотреть в будущее своей организации.» - подчеркнул Олег Сторчевой.

С докладом  на тему «Промежуточные результаты проведения плановых (внеплановых) проверок эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки пассажиров, специалистами центрального аппарата Росавиации» выступил начальник управления летной эксплуатации Росавиации Максим Костылев.

С августа 2021 года Росавиация проводит проверку 35 авиапредприятий. Уже проведены  20 выездных проверок  эксплуатантов и в настоящее время проводятся выездные проверки 3 эксплуатантов.

В ходе проверок эксплуатантов были выявлены несоответствия требованиям федеральных авиационных правил, основными из которых явились: слабая организация работы и управления должностных лиц, формальное прохождение предварительных подготовок при организации и выполнении полетов, неудовлетворительное поддержание летной годности воздушных судов, несвоевременное прохождение периодической подготовки и квалификационных проверок членов кабинных экипажей.

Вопрос устранения замечаний, полученных авиакомпаниями, находится на  постоянном контроле Росавиации.

Начальник управления летной эксплуатации Росавиации обратил внимание всех участников совещания на необходимость неукоснительного исполнения положений требований федеральных авиационных правил, призванных обеспечить приемлемый уровень безопасности полетов без риска причинения вреда жизни и здоровью людей или нанесения ущерба авиационному имуществу при выполнении воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

С докладом «О влиянии человеческого фактора и CRM» выступил Валерий Козлов, член экспертного совета в области гражданской авиации России Росавиации.

Руководители Камчатского МТУ Росавиации Михаил Ходеев и Восточно-Сибирского МТУ Росавиации Дмитрий Целищев проинформировали участников совещания о проводимых управлениями профилактических мероприятиях по предотвращению авиационных происшествий текущего года (катастрофы самолета Ан-26 АО «Камчатское авиационное предприятие», вертолета Ми-8Т ООО АК «ВИТЯЗЬ-АЭРО» и самолета L410-UVP-E20 АО «Аэросервис»).

Перед участниками совещания выступили руководители авиакомпаний АО «Камчатское авиационное предприятие», ООО «Авиакомпания «ВИТЯЗЬ-АЭРО» и ООО «Аэросервис». Каждый из них сообщил о мерах, принятых в рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП), а также о разрабатываемых профилактических мероприятиях по предотвращению авиационных происшествий по причине столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью и препятствиями в управляемом полете (CFIT).

Со стороны специалистов центрального аппарата Росавиации было указано на недостаточность принимаемых руководством этих авиакомпаний действий в рамках системы СУБП.  Требуется внести корректирующие решения в организационные структуры, в иерархию ответственности каждого подразделения авиапредприятия, участвующего в организации полетов. Кроме того, требуется постоянное и системное совершенствование руководящих принципов и процедур СУБП.

Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко доложил о мерах, принимаемых провайдером аэронавигационных услуг в целях совершенствования процесса реализации системы управления безопасностью полетов. Во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД введена в действие новая редакция Руководства по управлению безопасностью полетов, образован и приступает к работе на постоянной основе комитет по управлению безопасностью полетов. Также сформирована группа экспертов генеральной дирекции, деятельность которой будет направлена на управление рисками в отношении выявленных системных факторов опасности, затрагивающих деятельность всех филиалов. Кроме того осуществлен анализ оснащения средствами радиотехнического оснащения  горных аэродромов и подготовлены предложения по их дополнительному оснащению.

В обсуждении вопросов предотвращения авиационных происшествий по причине столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (CFIT) приняли участие председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский, президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, руководители структурных подразделений Росавиации и представители авиакомпаний.

Начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Анвар Шайкамалов в ходе своего обращения к участникам совещания отметил то, что Руководства по управлению безопасностью полетов эксплуатантов воздушных судов и других поставщиков услуг (РУБП) требуют дополнений в части конкретного инструктивного материала, позволяющего осуществлять процедуры СУБП. В настоящее время Руководство представляют собой развернутое изложение политики и целей, указывают направление деятельности, но не описывают последовательность конкретных действий исполнителей по достижению этих целей. Обучение руководителей, специалистов в области управления безопасностью полетов и всего персонала, а также развитие в организации культуры безопасности полетов, находится на недостаточном уровне. В ряде случаев это даже не регламентировано положениями РУБП, что приводит к низкой вовлеченности всех уровней персонала организации в процесс управления состоянием авиационной транспортной системы, и провоцирует формальный подход к выполнению процедур по безопасности полетов в целом, и конкретных должностных обязанностей в частности.

Олег Сторчевой, завершая совещание, поблагодарил участников за конструктивный диалог и призвал руководителей авиапредприятий принять максимально возможные меры для повышения уровня безопасности полетов и сделать так, чтобы решения, принятые на сегодняшнем совещании, были реализованы на практике.

Руководители авиакомпаний предупреждены о том, что в случае неисполнения мероприятий, предложенных с целью исключения повторяемости авиационных происшествий по аналогичным причинам, Росавиацией будут приниматься упредительные меры по ограничению коммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов.

Росавиация продолжит совместную работу с предприятиями гражданской авиации, направленную на постоянный диалог по вопросам повышения уровня безопасности полетов. В октябре текущего года запланировало заседание Общественного совета Росавиации и обсуждение мер по повышению безопасности полетов.


PDF-файл, размер 1.18 MB
PDF-файл, размер 497.18 kB
PDF-файл, размер 651.81 kB
Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх