Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство воздушного транспорта
Росавиация
Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Структура центрального аппарата
Деятельность
ГлавнаяПресс-службаНовости  

Руководитель Росавиации Александр Нерадько о состоянии и перспективах развития гражданской авиации России

7 февраля 2021

О значимых событиях 2020 года, о задачах ведомства на 2021 год и ближайшую перспективу в эксклюзивной беседе газете «Транспорт России» рассказал руководитель Федерального агентства воздушного  транспорта Александр Нерадько

 

Александр Васильевич, 2020 год оказался самым тяжелым в истории мировой гражданской авиации. Как вы оцениваете деятельность отрасли за прошедший год? Имеются ли позитивные тенденции, указывающие на потенциал развития отрасли в новом году?

Александр Нерадько:  С самого начала кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции, весной 2020 года, гражданская авиация России, как и вся авиационная система мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами.

Введенные ограничения в странах, сокращение авиасообщения в мире, снижение потребительской заинтересованности в авиаперевозках крайне негативно сказались на нашей отрасли.

В сложившихся экономических условиях сформировался запрос на сохранение отрасли и оказание ей поддержки, потребовались экономические и финансовые меры.

К концу марта 2020 Правительством РФ был установлен список отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Одной из них является транспорт, и здесь особенно пострадали авиакомпании и аэропорты.

Необходимо отметить, что руководство страны, оценив текущие экономические потери предприятий отрасли, оперативно приняло решения, направленные на ее поддержку. Незамедлительно принимаются решения о введении моратория на подачу заявлений о банкротстве; на предоставление организациям отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, лизинговых платежей за воздушные суда. Также было продлено действие разрешительных документов.

Из резервного фонда Правительства РФ были выделены субсидии на частичную компенсацию расходов авиакомпаний и аэропортов в связи со снижением доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок. Размер предоставленных субсидий авиакомпаниям составил 23,4 млрд рублей и 10,9 млрд рублей – аэропортам. В период ограничения пассажирских перевозок из–за распространения коронавирусной инфекции данная мера государственной поддержки обеспечила продолжение бесперебойной деятельности авиационных предприятий и сохранение специалистов авиационного персонала.

Примером объединения отрасли перед лицом общей угрозы служит решение федерального предприятия «Госкорпорации по ОрВД» о поддержке российских авиакомпаний путем снижения на 50% сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов на внутренних линиях и практически до нуля на полеты в Дальневосточном федеральном округе. Это позволило снизить себестоимость перевозки. По оценки экспертов, экономия финансовых средств российских пользователей воздушного пространства составила 4,7 млрд рублей.

Помимо кризисных явлений, существенное влияние оказала и социальная напряженность в обществе. К сожалению, спрос на авиаперевозки упал, люди при возможности отказывались от полетов. В пиковый период пандемии, в апреле, мае и июне 2020, падение объема авиаперевозок составляло почти 100%. А ведь именно пассажиры являются главным инвестором авиаперевозок, их отсутствие напрямую оказало негативное влияние на финансовое состояние авиационной отрасли.

В период резкого снижения доходов российских авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие COVID–19, в мае текущего года, Росавиация приступила к предоставлению субсидий авиаперевозчикам на частичную компенсацию расходов.

Программа субсидирования авиакомпаний основывалась, в первую очередь, на целесообразности оказания мер государственной поддержки в части компенсации той части расходов авиакомпаний, которые относятся к постоянным и не зависят от объема пассажирских авиаперевозок.

Анализ результатов реализации программы субсидирования показал, что авиакомпании, в основном, компенсировали расходы на заработную плату. На указанные цели было перечислено порядка 77% от общей суммы предоставленных субсидий.

Социальная направленность данной меры поддержки позволила авиакомпаниям сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 г.

Также эта мера поддержки позволила авиакомпаниям аккумулировать собственные оборотные средства для погашения обязательств перед кредитными организациями, лизинговыми организациями, поставщиками услуг по наземному облуживанию.

В период распространения новой коронавирусной инфекции было важно оказать государственную поддержку и аэропортам, пассажиропоток которых также снизился после введения ограничений в марте 2020 года.

В июне 2020 Правительством РФ были приняты решения о предоставлении субсидий аэропортам. Правилами предоставления субсидий предусматривалась частичная компенсация расходов на оплату труда работников и уплату страховых взносов, расходов на содержание имущества (включая оплату коммунальных платежей), эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, связанных с обеспечением производственной деятельности.

Как и у авиакомпаний, основными направлениями компенсируемых аэропортами расходов также являются расходы на оплату труда персонала – 85% от суммы, выплаченной получателям субсидии.

Субсидирование позволило аэропортам аккумулировать оборотные средства и направить их в соответствии с потребностями предприятий, в том числе и на погашение процентов по ранее выданным кредитам на инвестиционную деятельность.

Государственная поддержка способствовала поддержанию текущей перевозочной деятельности организаций гражданской авиации. Но ситуация в отрасли сложная и у авиапредприятий запрос на продолжение мер поддержки сохраняется. Данные мониторинга Росавиации показывают, что авиакомпании испытывают некоторую недостаточность финансовых ресурсов, вместе с тем, отсутствуют индикаторы риска банкротства российских авиакомпаний в ближнесрочной перспективе.

Для справки: 56 организаций, относящихся к сфере воздушного транспорта, включены в перечень системообразующих организаций российской экономики. Совокупный объем средств, полученных в 2020 году в рамках системных мер поддержки составил 106,04 млрд рублей.

Росавиацией в рамках секторальных мер поддержки отрасли в 2020 году направлены 20,953 млрд руб. на субсидирование 44 авиакомпаний и 10,6 млрд руб. на поддержку 117 предприятий аэропортовой отрасли.

Впрочем, в 2020 году были достигнуты и положительные показатели. Осуществление полетов внутри страны было одним из самых поступательных в мире. В условиях огромного падения числа международных рейсов объем внутренних перевозок в России стабильно превышает уровень 2019 года, особенно начиная с конца июля и до середины октября 2020 года. После снятия карантина в регионах, люди стали активнее летать. По предварительным данным, доля внутренних перевозок в России из–за пандемии и закрытия международных маршрутов выросла с 56% в 2019 году до 80% в 2020 году.

Важно отметить еще одну из тенденций, характерных для российского авиарынка в минувшем году. По мере открытия полетов на внутренних воздушных линиях парк воздушных судов, который раньше использовался на международных перевозках, направлялся на внутренние, что способствовало снижению цен на авиабилеты.

Решение каких задач находится в приоритете на ближайшую и среднесрочную перспективы?

Александр  Нерадько: ключевой задачей для Росавиации считаю формирование условий для обеспечения восстановительного роста объемов пассажирских авиаперевозок и увеличение авиационной подвижности населения. И главное здесь: обеспечение непрерывного, безопасного и надежного функционирования деятельности гражданской авиации, повышение доступности и качества авиаперевозок для населения, включая авиаперевозки пассажиров на социально значимых маршрутах.

Конечно, важной задачей является обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта, транспортной безопасности и защиты жизни и здоровья населения на воздушном транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

Также на постоянной основе ведется работа по реализации комплекса проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений и повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации авиационной инфраструктуры. Эта работа ведется Росавиацией в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Вот кратко о стратегических направлениях, поставленных перед отраслью на период до 2030 года, которые реализуются путем достижения решения конкретных актуальных задач, стоящих в настоящее время перед Росавиацией.

Уверен, что для решения поставленных задач в настоящее время наиболее актуальным является вопрос снятия ограничения на международных направлениях.

Международные авиаперевозки из России, на которые традиционно приходится основная часть прибыли российских авиакомпаний, вплоть до июля 2020 года были практически полностью приостановлены. Пассажиропоток на международных воздушных линиях за январь–ноябрь 2020 года относительно аналогичного периода прошлого года составил всего 24,4%.

В качестве примера: в период с 30 декабря 2020 года по 10 января 2021 года аэропорты Московского авиаузла – Внуково, Домодедово и Шереметьево обслужили 1,74 млн. пассажиров. Пассажиропоток в дни новогодних праздников сезона 2020–2021 уменьшился на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и главная причина снижения – отсутствие полетов на популярных международных направлениях, традиционно используемых ранее россиянами в период новогодних праздников.

Международные перевозки необходимы авиакомпаниям как воздух. Значительная часть затрат авиакомпаний, в том числе на лизинг и поддержание летной годности иностранных воздушных судов, номинирована в иностранной валюте.

Градиент роста пассажиропотока напрямую будет зависеть от восстановления международного авиасообщения. Это стабилизирует рынок перевозок и сформирует дальнейшие предпосылки для укрепления финансово–экономического положения российских авиакомпаний.

Произошла ли коррекция в части финансирования Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года?

Александр  Нерадько: Росавиацией на постоянной основе ведется работа по реализации комплекса проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений и повышение уровня экономической связанности регионов.

Реализация федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года – приоритетное направление деятельности Росавиации.

Несмотря на имеющиеся трудности прошлого года, которые также негативно отразились и на строительной отрасли, удалось завершить и ввести в эксплуатацию целый ряд объектов. Всего в 2020 году реализовывалось 32 мероприятия по реконструкции аэродромных комплексов. Модернизируются как крупные аэропорты, так и небольшие региональные.

В 2020 году завершены работы по строительству взлетно–посадочных полос в аэропортах Хабаровск, Оссора, Соловки, Великий Устюг. В полном объеме завершены реконструкция (строительство) объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильск, Челябинск, Минеральные Воды, Верхневилюйск, Тура, Диксон. Осуществлено дооборудование аэропорта Гагарин (г. Саратов) до требований II категории ИКАО посадки.

В прошлом году приступили к проектированию аэропортов Грозного и Липецка, начата реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры в аэропорте Мирный.

Продолжалась реконструкция воздушных гаваней Благовещенска, Магадана, Амдермы (Ненецкий АО), Братска, Новосибирска, Томска, Нерюнгри, Сеймчан (Магаданская область), Певека (Чукотский АО). Еще три проекта реализовываются в Якутии – аэропорты Якутск, Олекминск, Жиганск.

Развитие аэропортовых комплексов осуществляется также и за счет внебюджетных источников. В 2020 построены и введены в эксплуатацию новые терминалы в аэропортах Шереметьево (терминал С), Череповец, Бесовец и Уфа. Осуществлена замена светосигнального оборудования в аэропорту Северо–Енисейск. Несмотря на кризис прошлого года, Международный аэропорт Шереметьево за собственные средства за 10 месяцев 2020 года реконструировал и ввел в эксплуатацию взлетно–посадочную полосу ИВПП–1.

В 2020 году были скорректированы количественное значение цели и результата федерального проекта. Из федерального проекта исключен один объект – аэропорт Тигиль стоимостью 1,87 млрд рублей, начало реализации объекта перенесено на 2025 год. Также на 2025 год перенесена реализация еще двух объектов – Нарьян–Мар, Великий Новгород в размере 10,6 млрд рублей. Все эти изменения связаны с необходимостью дополнительных мероприятий по корректировке проектной документации.

В 2021 году на реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов планируется направить 36,09 млрд рублей бюджетных средств, в том числе на реализацию мероприятий в Дальневосточном регионе – 19,68 млрд рублей.

Сейчас к развитию районов Арктики и Дальнего Востока повышенное внимание. В этой связи Росавиация с учетом опыта реализации таких мероприятий в 2014–2020 годах, взвешенно подходит к вопросам сроков реконструкции аэропортовых комплексов в этих регионах.

Дальневосточные аэропорты находятся в труднодоступных районах на значительном удалении друг от друга. С учетом климатических условий, ограничивающих срок проведения строительно–монтажных работ и доставку строительных материалов и оборудования, на мероприятия по реконструкции большинства аэропортов предусматривается период не менее трех лет.

С учетом указанных особенностей Росавиацией совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации организована работа по подготовке исходных данных с учетом транспортной модели регионов и конъюнктурного анализа рынка в регионах с последующим направлением в Минстрой России для пересчета индексов изменения сметной стоимости строительно–монтажных работ и пусконаладочных работ по позиции «Аэродромы гражданского назначения».

В Государственном реестре аэродромов и вертодромов ГА по–прежнему значатся 241 аэродром и 6 вертодромов. Прогнозируется ли сокращение их числа?

Александр  Нерадько: Сегодня какие–либо решения о сокращении аэропортов, включенных в опорную аэропортовую сеть, отсутствуют. Наверно было бы правильно поставить вопрос о расширении реестра, исходя из масштабов страны и необходимости создания условий для увеличения подвижности населения.

Мы ожидаем, что в 2021 году в реестр будет включен еще один аэропорт – аэропорт Тобольск.

Строительство аэропорта в Тобольске началось в апреле 2019 года. Уже в апреле 2020 года было завершено строительство новой взлетно–посадочной полосы с искусственным покрытием – длина 2400 метров, ширина – 45 метров. Оборудовано шесть стоянок на перроне, построены водосточная система аэродрома, локальные очистные сооружения поверхностного стока и патрульная дорога. Кроме того установлено оборудование радиотехнического обеспечения полетов и система светосигнального оборудования. Тобольский аэропорт будет рассчитан на прием таких воздушных судов, как Sukhoi Superjet 100, Airbus A320, Boeing 737 и других.

Ожидается, что летом этого года будет завершено строительство здания аэровокзала и воздушная гавань начнет принимать регулярные рейсы с пассажирами.

В части сохранения количества аэродромов следует сказать об аэропортах, находящихся в регионах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Здесь воздушные гавани – не только коммерческие предприятия. Они еще выполняют и важную социальную функцию: сохранение сети аэропортов местных воздушных линий и доступности авиаперевозок для населения.

Росавиацией с 2009 года реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения. Это позволяет сохранять и развивать сеть аэропортов местных воздушных линий и посадочных площадок, включая приведение в соответствие большинства аэропортов сертификационным требованиям. Обеспечивается круглогодичное транспортное сообщение в населенных пунктах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Росавиацией утвержден перечень маршрутов, субсидируемых в 2021 году для обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока, в Симферополь и из Калининграда. Учитывая, что 21 маршрут из перечня ранее не субсидировался, можно ли говорить об увеличении финансирования программы?

 Александр Нерадько: Да, действительно программа для обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока, в Симферополь и из Калининграда расширяется.

Несмотря на то, что изначально бюджетом предусматривалось сокращение бюджетных ассигнований, выделенных на данную программу субсидирования на 2 млрд рублей, Правительством РФ было принято решение о сохранении объема финансирования на уровне 2020 года. Таким образом в 2021 году на эти перевозки выделено 5,8 млрд рублей.

Кроме того, по поручению Президента России на перевозку жителей ДФО предоставлено дополнительных 5 млрд рублей в целях обеспечения доступности авиаперевозок.

Предусматривается выделение дополнительных ассигнований на субсидирование перевозок по 21 наиболее востребованному маршруту с территории Дальнего Востока в гг. Москва и Санкт–Петербург.

Это позволит обеспечить перевозку порядка 450 тыс. пассажиров по маршрутам с Дальнего Востока в европейскую часть Российской Федерации и в обратном направлении.

Технологии беспилотных транспортных систем развиваются в мире небывалыми темпами. Пандемия еще более подстегнула процесс бесконтактного оказания транспортных услуг. Ожидаются ли прорывные решения в развитии отечественных БАС гражданского назначения?

Александр Нерадько: Сегодня применение беспилотных воздушных судов в различных отраслях экономики интенсивно развивается. Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации, связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач как в сферах обороны, безопасности государства, так и задач в сфере транспорта.

Это обуславливает необходимость регулирования с целью обеспечения и организации безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения при использовании воздушного пространства РФ.

Не следует забывать, что беспилотное воздушное судно – это судно, управляемое, контролируемое пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

По имеющейся информации, 43 страны уже разработали правила использования БВС в общем воздушном пространстве. Однако это касается только беспилотников с небольшой массой, нормы интеграции крупноразмерных БВС еще предстоит создать – в настоящее время их разрабатывает международная организация Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Правила будут контролировать все аспекты: от утверждения норм летной годности воздушных судов, лицензирования летного состава до установления требований по экологической безопасности. Планируется, что основной пакет стандартов будет разработан к 2024 году.

Особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений, обеспечивающих также без ограничений безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов.

Необходимо отметить, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально выделенном воздушном пространстве.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации и устранения административных барьеров распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 576–р утверждена соответствующая «дорожная карта» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет».

Упомянутая «дорожная карта» содержит перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, совершенствование которых должно позволить обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в том числе обеспечить совершенствование законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов.

В настоящее время для выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг до высоты 150 м в определенных случаях не требуется получение соответствующего разрешения.

При этом для успешной и полной реализации «дорожной карты» необходимы технические и технологические решения, обеспечивающие контроль за одновременными полетами пилотируемых и беспилотных воздушных судов на всех высотах, взаимную осведомленность участников таких полетов, а также решения, позволяющие обеспечить безопасность воздушного движения и минимизировать возможность применения беспилотных воздушных судов в противоправных целях.

В рамках поиска таких решений в 2019 году начата работа по внедрению многопозиционной системы наблюдения, которая обеспечит определение координат всех воздушных судов, в том числе беспилотных, на высоте от 500 м.

Росавиацией совместно с Минтрансом России разработана Концепция интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации. Согласование документа находится на финальном этапе. Этот документ должен стать основой для дальнейшего развития беспилотной авиации в стране. Беспилотный транспорт становится реальностью уже сегодняшнего дня, и интеграция БАС в сферу гражданской авиации, включая их сертификацию, является одной из приоритетных задач ведомства.

Росавиация считает, что не нужно усложнять подход к сертификации. Мы должны максимально оптимизировать процесс сертификации для беспилотных авиасистем, перевести часть требований из нормативно–правовых в разряд нормативно–технических.

Хочу также сообщить о том, что Росавиацией совместно с МГТУ ГА завершается разработка проекта типовой программы подготовки внешнего пилота (обладатель свидетельства беспилотного воздушного судна). Это новая тема в системе подготовки авиационных специалистов. Планируется, что эта работа будет завершена в 2021 году с целью интеграции беспилотных воздушных судов в единую структуру воздушного пространства.

Не секрет, что одно из важнейших направлений работы Росавиации – повышение уровня безопасности полетов. Как здесь обстоят дела?

Александр  Нерадько: Постоянно ведется анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации России, подготовки коммерческих пилотов в гражданской авиации, обеспечения безопасности полетов операторами аэродромов и поддержания летной годности воздушных судов.

Росавиация постоянно проводит совместно с организациями гражданской авиации мероприятия по устранению выявленных по результатам проверок недостатков и недопущению их в дальнейшем.

С целью предотвращения авиационных происшествий и ведения превентивных мер Росавиацией в 2020 году были разработаны и направлены в организации ГА более 150 рекомендаций по безопасности полетов, опубликованных в 18 приказах Росавиации о реализации мероприятий по безопасности полетов по результатам расследований 33 авиационных происшествий и в 12 информациях по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов.

Следует отметить, что в 2020 году при выполнении регулярных   перевозок пассажиров, грузов и почты в России не погиб ни один пассажир!

И в завершение. Александр Васильевич, есть уверенность, что отрасль быстро восстановиться?

Александр  Нерадько: Россия в силу ее географии, масштабов, климата «обречена» быть авиационной державой. Гражданская авиация – ключевая отрасль экономики страны. Сегодня мы наблюдаем, что наша отрасль оживает. Уверен, что объем авиаперевозок будет постепенно наращиваться. Главное, что в 2020 году мы не допустили прекращение деятельности организаций гражданской авиации.

Отечественная гражданская авиация имеет серьезный фундамент, сплоченные коллективы и богатый профессиональный опыт. Все это является основой ее развития и постоянного роста. Кризис уйдет, и впереди у российской гражданской авиации, уверен, достойное будущее и яркие победы, успехи и достижения.

 

Беседу вел главный редактор Юрий Бурылин.


Наверх